Группы

Дидактическая игра как средство развития связной речи

5

ноября

2020

К сожалению, в современном мире, всѐ чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Поэтому актуализируется поиск реальных источников развития связной речи дошкольников.

 

Одной из важных задач остается разработка средств формирования связной речи, что связано с разработкой и внедрением эффективных технологий, при которых ребенок способен познать мир в тех формах деятельности, которые ему близки, доступны и способствуют продвижению в развитии. Причем решающее значение должно придаваться деятельности, в которой ребенок сможет полно раскрыть свои возможности и наиболее эффективно усвоить социально-культурный опыт.

 

Дидактические игры, наиболее способствуют развитию связной речи и вызывают у детей наибольший интерес и желание выполнять задания.

 

Игру «Присядет тот» мы проводим для организации детей на занятии.

 

Присядет тот, кто стоит за…(имя ребенка)

Присядет тот, кто стоит перед…….(имя ребенка)

Присядет тот, кто стоит рядом с….(имя ребенка)

Присядет тот, кто стоит справа от…(имя ребенка)

Присядет тот, кто стоит слева от…(имя ребенка)

Дети рассаживаются по своим местам.

 

«Скажи наоборот». Детям предлагается сочетание слов, например, «Большой дом», дети должны ответить наоборот: «Маленький дом» и т.д

 

«Спрятанные предметы». На листе бумаги наложенное изображение друг на друга контуров овощей и фруктов, диких и домашних животных и т.д. Воспитатель спрашивает любого ребёнка: «Что ты увидел на картине? Какой овощ или фрукт ты видишь, покажи?» При этом просим ребёнка отвечать полными предложениями. Например: «На картинке я вижу зелёный. Длинный кабачок. Кабачок– это овощ».

 

«Чудо - шнурочки». Воспитатель раздаёт детям гибкие разноцветные шнурочки. «Дети, это чудо - шнурочки, а вы – волшебники. Превратите чудо – шнурочки в свои любимые овощи». Дети выполняют задание, выкладывая на столах контуры овощей из шнурочков. Педагог: «А теперь сложим наши «овощи» обратно в коробочку и сосчитаем их». Дети должны сосчитать: «В коробочке два огурца, в коробочке пять помидоров (тыкв, редисок)».

 

«Поварята». Воспитатель задаёт детям вопросы: «Что ты можешь приготовить из грибов? Что ты хочешь, приготовить из ягод?» Дети начинают свой ответ со слов: «Из грибов (можно перечислить названия грибов) я могу приготовить…». «Из ягод (перечислить название) хочу приготовить…».

 

«Найди и объясни». На мольберте закреплены картинки с природными явлениями: заморозки, первый снег, иней, дождь, ветер, град, туман. Воспитатель просит найти, например, иней. Дети находят картинку объясняют , как они догадались, что это иней. Обратить внимание детей на то, что предложения должны быть полными.

 

 «Догадайся сам». Ребятам розданы карточки с любыми изображениями предметов, животных, овощей и т.д. Ребёнок по своей карточке, самостоятельно пытается составить загадку о предмете с элементами описания, который изображён на карточке, не показывая его другим детям. Дети предполагают свои варианты отгадок, пытаясь объяснить, почему он так решил.

 

«Составь сказку». Ребёнку предлагается из разрезанных частей (пазлов) собрать целое изображение сказки.

 

«Зоосад». Дети садятся полукругом, получают индивидуальную карточку с изображением животного, не показывая друг другу. Каждый участник должен составить рассказ о своём животном, по следующему плану:

 

- Где живёт?

- Как выглядит?

- Чем питается?

   

У детей обязательно повысится уровень развития речи. Дети овладеют навыками свободного составления рассказа по наглядности, рассказ по аналогии, т. е. того вида монолога, который составляет основу овладения знаниями в школе.

 

 Литература:

 

Зарубина Н. Д. Методика обучения связной речи. – Москва : Издательство «Русский язык», 1997. – 308.

Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – Москва : Медицина, 1990. – 266 с.

 

Подготовила: воспитатель Сакевич О.Н.

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo