Группы

Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока. Страх всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности. Он может появиться как результат травмирующего опыта (испуг, боль, болезнь, конфликты и т. д.), так  и быть внушенным. Источником внушенных страхов являются взрослые, окружающие ребенка, которые непроизвольно заражают ребенка страхом, настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывая на наличие опасности. В результате ребенок реально воспринимает только вторую часть фраз типа: «Не подходи — упадешь», «Не бери — обожжешься», «Не гладь — укусит» и т. д. Маленькому ребенку пока еще не ясно, чем все это грозит, но он уже распознает сигнал тревоги, и, естественно, у него возникает реакция страха как регулятор его поведения. Но если запугивать без нужды и края, так, на всякий случай, то дитя полностью теряет спонтанность в поведении и уверенность в себе. Тогда-то страхи и начинают размножаться без каких-либо ограничений, а ребенок становится все более напряженным, скованным и осторожным.

Возраст от 3 до 5 лет это возраст эмоционального обрамления «Я» ребенка. Чувства уже обозначаются словами, четко выражено стремление к пониманию, доверию, близости с другими людьми. Формируется и чувство общности — понятие «мы», под которым ребенок подразумевает вначале себя и родителей, а затем себя и сверстников. Устанавливается ряд этических категорий, в том числе чувство вины и сопереживания. Возрастает самостоятельность — ребенок занимает себя сам, не требует постоянного присутствия взрослых и стремится к общению со сверстниками. Интенсивно развивается воображение, а вместе с этим и вероятность появления воображаемых страхов.

В эти годы наиболее интенсивно формируются такие эмоции, как любовь, нежность, жалость, сочувствие и сострадание. Почти в равной степени эти чувства проявляются в отношении обоих родителей, если между ними нет конфликта и они для детей объект любви. В этом возрасте можно услышать от детей фразы : «Любить меня можно, а не любить нельзя», «если ты меня накажешь, я все равно буду тебя любить». Любовь, таким образом, имеет еще безусловный характер, и родители должны хорошенько подумать, прежде чем употреблять такие фразы, как «Я не люблю тебя», «Я не буду с тобой дружить», поскольку они крайне болезненно воспринимаются детьми 3-5 лет и приводят к возникновению у них беспокойства (не всегда внешне проявляемого). В ряде случаев на него указывают нарастающая заторможенность, неустойчивость настроения, повышенная обидчивость и капризность.

Несмотря на чувство любви к обоим родителям (если они не конфликтны с ребенком и друг с другом), заметно эмоциональное предпочтение родителя другого пола. Девочки нежно любят отцов, мальчики испытывают эмоциональное влечение к матери. Подобный эмоциональный опыт есть модель гетерополых отношений между людьми, что найдет свое дальнейшее развитие в браке, когда супруги проявят друг к другу те же чувства любви, которые они испытали по отношению к родителям другого пола в детстве.

В рассматриваемом нами возрасте недостаточная эмоциональная отзывчивость родителя другого пола порождает беспокойство, неустойчивость настроения и капризность как средство привлечения внимания. С этой целью в ряде случаев могут быть непроизвольно использованы страхи, особенно те из них, которые возникают перед сном. Тогда родители должны лишний раз посидеть, поговорить, погладить, тем самым уделить внимание, не быть такими строгими и формальными. Но и без этого в 3-5 лет часто встречается триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства. Ребенок не остается один при засыпании, постоянно зовет мать, в комнате должен гореть ночник, и необходимо, чтобы дверь была полуоткрыта. При невыполнении хотя бы одного из этих условий беспокойство сохраняется и сон не наступает. Волнение может проявиться и в связи с ожидание страшных (кошмарных) снов. Во всех случаях многое зависит от умения родителей не создавать из этих возрастных страхов лишней проблемы, вовремя успокоить детей, нежно поговорить с ними и не настаивать на незамедлительном, безотносительно к их переживаниям, выполнении своих требований. Да и днем не быть отдаленными от детей.

Дети преддошкольного возраста боятся во сне Волка и Бабы Яги. В возрасте 3-5 лет эти персонажи выходят из сна, населяя днем воображение эмоционально чувствительного и впечатлительного ребенка. К ним присоединяются Бармалей, Карабас-Барабас, Бабайка и прочие столь же нелицеприятные личности... Перечисленные персонажи в известной мере отражают страх наказания или отчуждения родителей от детей при недостатке столь существенных в данном возрасте любви, жалости и сочувствия. Баба Яга и Кощей Бессмертный, воплощая собой наказание, появляются в воображении тех детей, которые боятся быть наказанными. Оба этих персонажа образуют семейную чету антиродителей, принимающих участие в «воспитании» эмоционально впечатлительных и внушаемых детей.

Психологически защитная функция образов Бабы Яги и Кощея состоит в том, что ребенок пока еще не питает устойчивых негативных чувств к родителям. Чаще всего эти образы возникают у детей, как раз эмоционально привязанных к родителям. Вместе с тем отношение некоторых родителей к своему ребенку может быть достаточно недружественным и агрессивным. Поскольку эмоционально чувствительные дети не могут оставаться безразличными к такому поведению родителей, в то же время испытывая потребность любви к ним, то страхи перед образами Бабы Яги и Кощея как раз вытесняют все отрицательное, что есть в родителях. Следовательно, эти образы в какой-то мере нейтрализуют конфликт родителей  и детей, а сам факт появления подобных страхов служит нередко его единственным выражением.

В возрасте 3-5 лет страх одиночества конкретизируется страхом нападения страшных сказочных персонажей. Расшифровка данного сочетания страхов следующая: ребенок, оставшись один, без поддержки родителей, испытывает чувство  опасности перед угрожающими его жизни сказочными персонажами. Другими словами, он не чувствует себя настолько защищенным, чтобы противостоять в воображении отрицательному воздействию сказочных персонажей. Вот почему активное участие отца в жизни семьи и воспитании детей способно оказать самое положительное влияние на развитие эмоциональной и волевой сферы детей. Вот как выразила  потребность в защите со стороны отца 3-летняя девочка: «Папа нужен для того, чтобы убить волка и лису». Уверенное, спокойное, любящее поведение отца, служащее примером для детей, способно стабилизировать их психическое развитие. У матери отпадает необходимость в тревожной опеке и она будет выражать свои чувства перед ребенком более спокойно и непосредственно.

Возвращаясь в возраст 3-5 лет, заметим, что страхов значительно меньше у детей, имеющих возможность общения со сверстниками. Это неудивительно, поскольку именно тогда раскрывается вся палитра эмоций, приобретаются навыки защиты, адекватного восприятия неудачи и гибкость поведения в целом, проигрываются в ролевой игре  большинство психотравмирующих ситуаций.

Способствует страхам и более чем благополучная атмосфера в семье, но с чрезмерной опекой, постоянным нахождением рядом взрослых, предупреждением каждого самостоятельного шага ребенка. Всем этим непроизвольно подчеркивается, что он слабый и беззащитный перед окружающим его миром, полным неизвестности и опасности.

Не дает сформироваться адекватной психологической защите от страхов и слишком уступчивое, нерешительное поведение родителей, постоянно сомневающихся в правоте своих действий и этим уже обнаруживающих непоследовательность своих требований и решений.

Как же помочь нашим детям преодолеть возрастные страхи? В этом нам могут помочь игра и арт-терапия, которые не требуют каких-либо специальных навыков и знаний. Можно попробовать предложить ребенку нарисовать его страх. В процессе рисования задавайте уточняющие вопросы ( какой? Большой или маленький, какого цвета?). Узнайте у ребенка, когда этот страх появился? Может быть сами вспомните какая ситуация в реальной жизни поспособствовала возникновению данного страха. Когда ребенок закончит рисунок, предложите сделать его не страшным, а веселым или смешным, нарисовав тоже самое, но другим, более ярким цветом, или дорисовав смешные детали. Сам процесс беседы уже будет  носить для ребенка психотерапевтический характер. Когда рисунок получится яркий и смешной, уточните у ребенка, страшный ли теперь этот персонаж. А страшный рисунок можете предложить ребенку скомкать и разорвать «в клочья».

Поскольку мы говорили, что триадой страхов этого возраста являются страх одиночества, темноты и замкнутого пространства, то хорошим терапевтическим эффектом будут обладать такие известные всем игры как «Пятнашки», «Жмурки» «Прятки».

Будьте внимательны к своим детям, любите их и все возрастные страхи останутся в том возрасте, когда они возникли.

                                                                                        Статью подготовила:

                                                                                     Воспитатель Краева Н.В.

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo