Специалисты

Проект «Волшебный мир песка»

20

января

2023

Название проекта: «Волшебный мир песка»

Тема проекта: «Использование элементов песочной терапии в эмоционально-волевом развитии детей с ОВЗ, детей и гармонизация детско-родительских отношений»

Автор: Левченко Л.Ю., педагог-психолог.

Вид проекта: информационный, практико-ориентированный.

Тип проекта: долгосрочный.

Длительность: 1 год (сентябрь-май).

Срок проведения мероприятий проекта: с сентября 2023г. по май 2024г.

Участники проекта: педагог-психолог, дети с ОВЗ, дети-инвалиды, родители, педагоги ДОУ.

База реализации проекта: МАДОУ д/с № 1.

Актуальность

Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника с ограниченными возможностями здоровья сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности.

Ещё Гиппократ признавал, что решающую роль в понимании внутренних процессов, происходящих в организме, играют эмоции.

Л.С. Выготский в 1926 году высказал до сих пор оставшуюся современную мысль: «почему-то в нашем обществе сложился односторонний взгляд на человеческую личность, и почему-то все понимают одарённость и талантливость применительно к интеллекту. Но можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать».

Эмоции воздействуют на все психические процессы: восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение, а также на волевые процессы. Поэтому проблема развития эмоций и воли, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных проблем психологии и педагогики.

Эмоции - это особые субъективные переживания, которые ярко выражают то, что человек ощущает, воображает, мыслит. Эмоции играют важную роль в организации процесса обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. На положительном фоне дети легче и эффективнее усваивают познавательный материал, вырабатывают новые умения и навыки.

Исследования особенностей эмоциональной сферы дошкольников с ограниченными возможностями здоровья являются особенно значимыми, так как любое нарушение в развитии сопровождается переменами в эмоциональном состоянии ребенка. Расстройства эмоциональной сферы детей не только снижают работоспособность в целом, но и могут приводить к нарушению поведения, а также вызывать явления социальной дезадаптации.

Дети с различными недостатками развития, как правило, отличаются от своих сверстников по показаниям физического и нервно-психического развития. Им свойственны: эмоциональная возбудимость; эмоциональная неустойчивость; частая смена настроения; истощаемость нервных процессов; двигательное беспокойство; отсутствие длительных волевых усилий; трудности приспособления к детскому коллективу; чувство страха.

Ещё в настоящее время закономерностью является то, что под воздействием ряда факторов (окружающая среда, общение со взрослыми и сверстниками, средства массовой информации…) у детей могут возникать негативные эмоциональные переживания: тревожность, выражающаяся в конфликтах и агрессии и неуверенность, определяющаяся замкнутостью и депрессивностью. Поэтому педагогам приходится исправлять не только основной дефект, но и нормализовать физическое и психическое состояние ребёнка. Решению этой задачи помогает использование песочной терапии.

Вопросами рассмотрения теории и практики использования песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста занимались и занимаются в настоящее время различные психологи, педагоги и методисты (Бережная Н. Ф., Войнова А., Воробьева Ю. В., Гордиенко Е. В., Епачинцева О., Новикова Н. А., Голиусова Ю. И., Пермякова М. Е., Чаликова О. С., Подзорова А. О., Сапожникова О. Б., Гарнова Е. В., Тарарина Е., Тинникова О. А., Хакимова М. Е., Харитонова Е. И., Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. и др.).

Песочная терапия — это современная методика «терапии песком» созданная ученицей великого психотерапевта Карла Юнга, Дорой Калфф, в которой игры с песком станут незаменимыми для чрезмерно эмоциональных, гиперактивных и беспокойных детей.

Песочная терапия – даёт возможность выразить ребёнку, то для чего трудно подобрать слова, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия.

Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть сухим и легким, или ускользающим и влажным, или плотным и пластичным. Игры с песком очень интересны детям, они успокаивают и расслабляют ребёнка и, значит, обеспечивают наиболее успешное выполнение задания.

Особенно эффективны игры с песком в коррекционно-развивающей работе с детьми. Проводя педагогические, коррекционные мероприятия в песочнице, мы даем ребёнку новую площадку, создаём мотив для получения знаний.

Песочница обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребёнку избавиться от глубоких эмоциональных переживаний и негативных эмоций.

Песок и несколько маленьких фигурок людей, животных или предметов способны помочь ребёнку раскрыться, выразить свои чувства и эмоции, игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние, благодаря этим играм развиваются: речь, пополняется словарь эмоций, психические процессы, коммуникативные навыки.

Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Перенос традиционных занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Концептуальные подходы к содержанию проекта основаны на идеях гуманистической педагогики, принципах развития образования детей. Проведение мероприятий по программе проекта реализуют потребности детей в творчестве, познании, самореализации, цели и смысле жизни, уважении, радости.

Реализация проекта обеспечит удовлетворение одной из важнейших потребностей каждого ребенка - быть здоровым, эмоционально благополучным, а также:

  • существенно усилит желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;
  • поспособствует развитию тактильной чувствительности как основы «ручного интеллекта», а именно, соприкасаясь пальцами с песком, нервные окончания посылают сигналы в мозг и начинают стимулировать его работу;
  • позволит гармонично и интенсивно развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторику;
  • совершенствует предметно-игровую деятельность, что в дальнейшем поспособствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка;
  • способствует «заземлять» отрицательную энергию через игры с песком, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.

Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью развития эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями здоровья, их взаимоотношений с родителями средствами песочной терапии и недостаточной проработкой этого процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения. Все вышесказанное объясняет актуальность выбранной темы. На основании этого были определены цель и задачи проекта по эмоционально-волевому развитию воспитанников с ОВЗ и коррекции детско-родительских отношений в условиях ДОО.

Цель проекта: развитие эмоционально-волевой сферы ребенка с ОВЗ и гармонизация детско-родительских отношений средствами песочной терапии.

Задачи проекта:

  1. Развивать эмоциональный и социальный интеллект;
  2. Способствовать развитию коммуникативных навыков ребенка с помощью совместной игровой   деятельности;
  3. Развивать тактильную чувствительность как основу раскрепощения сознания детей;
  4. Развивать познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление) речь;
  5. Способствовать установлению и развитию отношений партнерства между педагогом и ребенком;
  6. Способствовать снижению психофизического напряжения.
  7. Способствовать гармонизации детско-родительских отношений.
  8. Повысить профессиональную компетентность воспитателей и специалистов по вопросам работы с песком.

Принципы реализации проекта:

  1. Принцип конфиденциальности, предполагающий требование сохранения тайны полученной информации.
  2. Принцип компетенции: специалист решает проблему только в рамках своей компетенции.
  3. Принцип превентивности, предполагающий, что специалист ответственен за последствия своего влияния на личность.

Предполагаемые результаты проекта:

Для детей:

  • разработанные блоки мероприятий позволят реализовать поставленную цель: развитие эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ, которая позволит стабилизировать эмоциональное состояние, эффективно корректировать нежелательные формы поведения, отклонения в развитии психических процессов и речи, овладевать знаниями и умениям, навыками партнерского взаимоотношения ребенка со взрослыми.

Для педагогов:

  • повышение педагогической компетентности в вопросах работы с песком и эмоционально-волевом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для родителей:

  • повышение компетенции родителей в вопросах эмоционально-волевого развития детей.
  • гармонизация детско-родительских отношений.

Средства реализации проекта:

  • подготовка оборудования, материалов – песочницы, коллекция мелких игрушек;
  • информирование педагогов и родителей о задачах и содержании проекта (беседы, консультации);
  • вовлечение родителей в совместную работу над проектом.

Эффективность проекта оценивать следует по:

  • активному желанию ребенка участвовать в песочных играх, организованных специалистом, а также сформированности понимания воспитанником своего эмоционального состояния;
  • пониманию (виденью) родителями дальнейшей перспектив эмоционально-волевого развития своего ребенка по средствам игр с песком.
  • использованию педагогами ДОУ полученных знаний в практической деятельности с воспитанниками.

Перспективы реализации проекта: опубликовать опыт работы по реализации проекта «Волшебный мир песка» и распространить среди педагогов других ДОУ города.

Этапы и сроки реализации проекта:

  1. Подготовительный (01-15.09.2023г.).
  2. Основной (15.09.2023г. – 15.05.2024г.).
  3. Заключительный (15.05.2024г. – 31.05.2024г.).

План реализации проекта

  1. Подготовительный этап: подготовка диагностического инструментария для осуществления психологического мониторинга, формирование информационно-методической базы, подбор, изучение и краткий анализ психологической, методической и педагогической литературы, разработка консультаций для педагогов и родителей, индивидуальные беседы с родителями и воспитателями.
  2. Основной - содержательный этап: осуществление комплекса мероприятий диагностического направления; коррекционно-развивающего направления; консультативного направления (содействие в гармоничном развитии личности).
  • Заключительный - аналитический этап: подведение итогов работы; проведение анализа и теоретического обоснования данных, полученных в результате реализации технологии; определение эффективности внедрения технологии. Разработка презентации проекта.

Блоки проекта

  1. Первый - «Волшебный мир песка» - предназначен для развития эмоционально-волевой и познавательной сфер ребенка, коммуникативных навыков.
  2. Второй – «Секреты Песочной страны» - направлен на коррекцию детско-родительских отношений и рассчитана на работу с семьей: ребенком старшего дошкольного возраста с ОВЗ вместе с родителем.

Формат занятий:

Проект включает 31 занятие. Одно занятие проводится один раз в неделю, продолжительность каждого составляет 25 минут. В основе каждого занятия лежит игровой сюжет, сказочное путешествие, открывающее для детей новые представления о мире, о себе, о своих отношениях с людьми. Занятия в песочнице дополняются арт-терапевтической работой (работа с пластилином, красками, цветным песком). Каждое творческое задание соответствует теме занятия и раскрывает ее. Оно включается в основную часть занятия.

Структура занятия:

  • Приветствие (настрой на занятие, появление Волшебника песка с песочными часами).
  • Разминка (сенсомоторные, тактильные игры в песочнице. Они включают свободное пересыпании или перемещение песка в пространстве песочницы, прикосновение к песку, создание на песке отпечатков, рисование).
  • Игровая часть. Тематическая или сюжетно-ролевая игра с включением миниатюрных фигурок на песке.
  • Творческие задания. Предлагается по теме занятия, они направлены на закрепление полученного опыта выражения эмоционального состояния.
  • Прощание (завершение занятия, рефлексия).

Условия реализации проекта:

  1. Элементы песочной терапии проводятся еженедельно в рамках коррекционно-развивающей деятельности.
  2. Подготовка оборудования, материалов (песочницы), коллекции мелких игрушек, карточек и игр с различными эмоциями.
  3. Игры и упражнения проводятся в обстановке эмоционального комфорта.
  4. Включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы с сухим и кинетическим песком.
  5. Игры с детьми проводятся стоя рядом со столом с песочницей, или сидя за столами с подносами для песка.

Для усиления воздействия песочной терапии в процессе игр и упражнений следует использовать музыкальные произведения: «Звуки природы», релаксационная и классическая музыка, рекомендованная для детей дошкольного возраста. А также тактильно-развивающая многогранная поверхность «Световой куб» для подсвечивания песка, где дети создают свои рисунки на песке, что позволяет ребенку раскрыть в естественной обстановке свой творческий потенциал, развить воображение, фантазию.

Наряду с высокой эффективностью метода, песочная терапия имеет и противопоказания. Не рекомендуется использовать песок в случаях, когда:

  • уровень тревожности ребёнка очень высок;
  • есть аллергия и астма на пыль и мелкие частицы;
  • есть кожные заболевания и порезы на руках.

Содержание проекта

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность

детей

Деятельность

родителей

1. Подготовительный

-       Определение цели и задач проекта; 

-       Изучение нормативно-правовой базы, методической литературы по эмоционально-волевому развитию детей с ОВЗ и использованию в работе пескотерапии;

-       Подбор и изучение методического материала по теме проекта; 

-       Подборка техник, методов и приёмов работы с учетом особенностей детей при реализации проекта;

-       Разработка тематического плана проекта.

-       Разработка картотеки игр с песком.

-       Подбор мелких игрушек.

-       Диагностика «Тест тревожности»

-       Ознакомление с содержанием проекта.

-       Анкетирование

2. Основной

-       Тематическая консультация для педагогов «Песочная терапия как средство эмоционально-волевого развития дошкольников с ОВЗ»

-       Мастер-класс «Игры в педагогической песочнице с детьми»

Коррекционно-развивающая работа по блокам:

1.     Блок «Волшебный мир песка» - занятия специалиста с ребенком;

2.     Блок «Секреты Песочной страны» - совместные занятия ребенка с родителем.

-       Тематическая консультация для родителей «Игры с песком: дома и на улице»

-       Мастер-класс «Игры с кинетическим песком»

 

3. Заключительный

1.     Подведение итогов проекта:

-  процент охвата детей в рамках реализации проекта,

-  процент участия родителей в реализации проекта;

2.     Оформление фотоотчета или презентации о реализации проекта.

3.     Размещение информации о реализации проекта на сайте ДОУ в сети Интернет.

4.     Распространение опыта по реализации проекта среди педагогического сообщества на различных уровнях.

-       Диагностика «Тест тревожности»

-       Фотогалерея «Кинетический песок-галерея эмоций».

 

 

 

Продукты проекта для детей:

  1. Фотогалерея «Кинетический песок-галерея эмоций».
  2. Картотека игр для детей с сухим и кинетическим песком «Эмоции в песочнице».
  3. Коллекция мелких игрушек.

Продукты проекта для педагогов:

  1. Презентация проекта «Волшебный мир песка» на педагогическом часе.
  2. Библиография по теме проекта.
  3. Планирование по выбранной тематике.
  4. Консультация «Песочная терапия как средство эмоционально-волевого развития дошкольников с ОВЗ».
  5. Мастер-класс «Игры в педагогической песочнице с детьми».

Продукты проекта для родителей:

  1. Презентация проекта на родительском собрании.
  2. Консультация «Играем с песком: дома и на улице»
  3. Мастер-класс «Игры с кинетическим песком».

Срок

Тематический план мероприятий по блокам

I блок «Волшебный мир песка» (занятия специалиста с ребенком)

Сентябрь

Занятие 1. «Знакомство с Песочной страной»

(Е.Ю. Конаныхина «Волшебство в песочнице» стр. 54)

Игровая часть: Упражнение «Песочные прятки»;

Упражнение «Мой мир»;

Упражнение «Рисунок мира»

Занятие 2. «В волшебном лесу»

(Е.Ю. Конаныхина «Волшебство в песочнице» стр. 59)

Игровая часть: Упражнение «Дорожка из камушков»;

Упражнение «Укрась животное»

Упражнение «Волшебный лес»

Октябрь

Занятие 3 «Острова чувств»

(Е.Ю. Конаныхина «Волшебство в песочнице» стр. 62)

Игровая часть: Упражнение «Песочные часы»

Упражнение «Острова чувств»

Упражнение «Остров»

Занятие 4 «Игрушечный город»

(Е.Ю. Конаныхина «Волшебство в песочнице» стр. 65)

Игровая часть: Упражнение «Найди игрушки в песке»

Упражнение «Создаем Игрушечный город»

Упражнение «Превращение в игрушки»

Упражнение «Игрушка»

Занятие 5 «Джунгли зовут»

(Е.Ю. Конаныхина «Волшебство в песочнице» стр. 68)

Игровая часть: Упражнение «Голоса животных»

Упражнение «Превращение в животных»

Упражнение «Африка»

Упражнение «Жираф»

Занятие 6 «Приключение ракушки»

(Е.Ю. Конаныхина «Волшебство в песочнице» стр. 71)

Игровая часть: Упражнение «Удивительная ракушка»

Упражнение «Дорожка из камушков»

Упражнение «Отыщи игрушку»

Упражнение «Река-море»

Ноябрь

Занятие 7 «Космическое путешествие»

(Е.Ю. Конаныхина «Волшебство в песочнице» стр. 74)

Игровая часть: Упражнение «Найди транспорт»

Упражнение «Планета заколдованных животных»

Упражнение «Планета загадок»

Упражнение «Моя планета»

Занятие 8 «Вслед за солнышком»

(Е.Ю. Конаныхина «Волшебство в песочнице» стр. 77)

Игровая часть: Упражнение «Карта»

Упражнение «Лесные загадки»

Упражнение «Морские глубины»

Упражнение «Чудеса в пустыне»

Занятие 9 «В гостях у Цветочной Феи»

(Е.Ю. Конаныхина «Волшебство в песочнице» стр. 80)

Игровая часть: Упражнение «Корзинка с цветами»

Упражнение «Цветочная поляна»

Упражнение «Мои желания»

Упражнение «Бабочка»

Занятие 10 «Страна Гномов»

(Е.Ю. Конаныхина «Волшебство в песочнице» стр. 83)

Игровая часть: Упражнение «Песочные прятки»

Упражнение «Страна Гномов»

Упражнение «Гномик»

Упражнение «Загадки»

Декабрь

Занятие 11 «Тайны подводного мира»

(Е.Ю. Конаныхина «Волшебство в песочнице» стр. 86)

Игровая часть: Упражнение «Подводные жители»

Упражнение «Собери морских жителей»

Упражнение «Укрась морскую звезду»

Упражнение «Сказочный подводный мир»

Занятие 12 «Страна чудес»

(Е.Ю. Конаныхина «Волшебство в песочнице» стр. 89)

Игровая часть: Упражнение «Песочные облака»

Упражнение «Лес чудес»

Упражнение «Магазин»

Упражнение «Предметы из магазина»

Занятие 13 «Прогулка по зоопарку»

(Е.Ю. Конаныхина «Волшебство в песочнице» стр. 92)

Игровая часть: Упражнение «Найди животных»

Упражнение «Звери в клетке»

Упражнение «Разноцветные камушки»

Упражнение «Случай в зоопарке»

Занятие 14 «Затерянный мир динозавров»

(Е.Ю. Конаныхина «Волшебство в песочнице» стр. 94)

Игровая часть: Упражнение «Раскопки»

Упражнение «Следы динозавров»

Упражнение «Мир динозавров»

Упражнение «Динозавр»

Январь

Занятие 15 «Песочный город»

(Е.Ю. Конаныхина «Волшебство в песочнице» стр.96)

Игровая часть: Упражнение «Разрезная картинка»

Упражнение «Жители города»

Упражнение «Строим город»

Упражнение «Песочный город»

Занятие 16 «Звездная страна»

(Е.Ю. Конаныхина «Волшебство в песочнице» стр. 98)

Игровая часть: Упражнение «Летает-не летает»

Упражнение «Картинки на песке»

Упражнение «Чего не стало»

Упражнение «Волшебные превращения»

Занятие 17 «Феи времен года»

(Е.Ю. Конаныхина «Волшебство в песочнице» стр. 101)

Игровая часть: Упражнение «Снежинки»

Упражнение «В весенним лесу»

Упражнение «Однажды в летний день»

Упражнение «Осенние листочки»

Февраль

Занятие 18 «Сокровище пустыни»

(Е.Ю. Конаныхина «Волшебство в песочнице» стр. 105)

Игровая часть: Упражнение «Барханы»

Упражнение «Жители пустыни»

Упражнение «Чудесный оазис»

Упражнение «Верблюд в пустыне»

Занятие 19 «Чудо-дерево»

(Е.Ю. Конаныхина «Волшебство в песочнице» стр. 107)

Игровая часть: Упражнение «Дерево желаний»

Упражнение «Песочная радуга»

Упражнение «Чудесная полянка»

Упражнение «Сундучок с ленточками»

Занятие 20 «Заколдованные буквы»

(Е.Ю. Конаныхина «Волшебство в песочнице» стр. 110)

Игровая часть: Упражнение «Волшебный мешочек»

Упражнение «Укрась слово»

Упражнение «Город дружбы»

Упражнение «Укрась букву»

Занятие 21 «Искатели сокровищ»

(Е.Ю. Конаныхина «Волшебство в песочнице» стр. 112)

Игровая часть: Упражнение «Мост из кирпичиков»

Упражнение «Лес и его жители»

Упражнение «Морские жители»

Упражнение «Сундук сокровищ»

Март

Занятие 22 «В стране Вообразилии»

(Е.Ю. Конаныхина «Волшебство в песочнице» стр. 115)

Игровая часть: Упражнение «Необычная тропинка»

Упражнение «Собери животных»

Упражнение «Нелепица»

Упражнение «Страна Вообразилия»

Занятие 23 «Прощание с песочной страной»

(Е.Ю. Конаныхина «Волшебство в песочнице» стр.115)

Игровая часть: Упражнение «Животные пустыни»

Упражнение «Лес, полный чудес»

Упражнение «Морские обитатели»

Упражнение «Подарок из Песочной страны»

II блок «Секреты песочной страны» (занятия ребенка с родителем)

Март

Занятие 24 «Секреты песочной страны»

(Е.Ю. Конаныхина «Волшебство в песочнице» стр. 28)

Игровая часть: Упражнение «Здравствуй песок»

Упражнение «Дом для животного»

Занятие 25 «Секреты песочной страны»

(Е.Ю. Конаныхина «Волшебство в песочнице» стр. 31)

Игровая часть: Упражнение «Узоры на песке»

Упражнение «Необыкновенные следы»

Упражнение «История про песочную страну»

Апрель

Занятие 26 «Секреты песочной страны»

(Е.Ю. Конаныхина «Волшебство в песочнице» стр. 34)

Игровая часть: Упражнение «Отпечатки»

Упражнение «Песочные прятки»

Упражнение «Подарки»

Занятие 27 «Секреты песочной страны»

(Е.Ю. Конаныхина «Волшебство в песочнице» стр. 37)

Игровая часть: Упражнение «Здравствуй песок»

Упражнение «Необитаемый остров»

Занятие 28 «Секреты песочной страны»

(Е.Ю. Конаныхина «Волшебство в песочнице» стр. 40)

Игровая часть: Упражнение «Кораблик»

Упражнение «Бег вдоль реки»

Упражнение «Страна доброты»

 Занятие 29 «Секреты песочной страны»

(Е.Ю. Конаныхина «Волшебство в песочнице» стр. 42)

Игровая часть: Упражнение «Песочные круги»

Упражнение «Солнышко для песочной страны»

Упражнение «Песочная страна»

Май

Занятие 30 «Секреты песочной страны»

(Е.Ю. Конаныхина «Волшебство в песочнице» стр. 45)

Игровая часть: Упражнение «Археолог»

Упражнение «Ладошка»

Упражнение «Сказка из шкатулки»

Занятие 31 «Секреты песочной страны»

(Е.Ю. Конаныхина «Волшебство в песочнице» стр. 48)

Игровая часть: Упражнение «Песочный дождик»

Упражнение «Горячо-холодно»

Упражнение «Планеты мамы и папы»

Упражнение «Подарок из Песочной страны»

Используемая литература:

  1. Бережная Н.Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально – волевой и социальных сфер детей дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика. – 2007. – №1. – с.50.
  2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2005.
  3. Зейц. Мариелла. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. - М: ИНТ, 2010. (Редактор русского издания И.А. Качанова)
  4. Конаныхина Е.Ю. Волшебство в песочнице. - Москва 2016.
logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo