Новости

Музыкальная гостиная

23

ноября

2023

«В любом человеке могут расцвести

сотни неожиданных талантов и способностей, 

если ему просто предоставить для этого возможность»

Д. Лессинг

Современный дошкольник. Какой он? Что ему интересно? Как заинтересовать его? Такие вопросы задает себе хотя бы однажды каждый педагог. Меняется жизнь, меняется мир вокруг нас, меняются живущие в нем люди и, конечно, меняются дети. Современные дети намного талантливее, способнее и любознательнее прежних дошкольников. Именно поэтому перед современным дошкольным образованием стоит нелегкая задача – создать полноценные условия для реализации неповторимого потенциала каждого ребенка, помочь ему раскрыться. Детский сад перестал быть просто местом временного пребывания ребенка. Теперь это первая ступень образования. В связи с этим все учреждения дошкольного образования пересмотрели уровень подготовки детей к обучению в школе в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом. Стандарт планирует новые отношения участников образовательной деятельности, которые должны содействовать развитию и становлению у дошкольника познавательной активности и обеспечивать собственно развитие каждого ребенкаВ п.2.11.2 ФГОС дошкольного образования «В содержательном разделе Программы должны быть представлены: а) особенности образовательной деятельности и разных видов и культурных практик» [1, с. 15]. Так в Программе дошкольного образования появились такие изменения и дополнения как культурные практики, которые явились одним из индикаторов успешной реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Музыкальная гостиная как одна из форм культурных практик для дошкольников представляет собой явление интегративное, удовлетворяющее актуальные запросы ребенка и современного общества за счет ориентации на потенциальные социальные возможности детей. Это форма работы, предполагающая творческую деятельность детей - способ восприятия музыкальных произведений и свободное общение педагога и детей на музыкальном материале [3, с. 38-39]. 

Согласно разработанному годовому плану художественно-эстетического развития в нашем детском саду используются такие культурные практики, как музыкальные гостиные, и становятся традиционными Материал мероприятий предназначен для воспитанников старшего дошкольного возраста и направлен на патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей. Главная задача таких мероприятий – обогатить духовный мир дошкольников через высокохудожественные образы музыкального искусства и влюбить в хорошую музыку. На мероприятиях царит атмосфера творческого обмена и самовыражения, сотрудничества детей и взрослого. Воспитанники знакомятся с произведениями классиков отечественной и мировой музыки, современных композиторов. Учитывая особенности детского восприятия, наглядно-образное мышление, мы стараемся создать целостный образ музыкального произведения, включающий как слуховое, так и зрительное восприятие. Это и живое исполнение музыкантов, и просмотр мультимедийных презентаций, и музыкальных клипов. 

Одна из последних встреч в музыкальной гостиной была посвящена встрече с артистами из музыкальной школыРебята старшей и подготовительных к школе групп познакомились с  музыкой разного направления, услышали звучание разных музыкальных инструментов, были зрителями настоящего концерта инструментальной и вокальной музыки. Воспитанники старались быть культурными слушателями: дослушали рассказ и музыкальное произведение до конца, в завершении выступления благодарили артистов бурными аплодисментами. Воспитанники эмоционально откликнулись на исполнение народных песен и звучание аккордеона.

Прослушание музыки  уникальный вид деятельности. Слушая музыку, ребенок познает мир во всем его многообразии, у него развивается воображение, мышление и познавательная активностьВ процессе анализа музыкального произведения у дошкольника развивается речь, которая становится выразительнее и содержательнее [2, с. 102].

Неизгладимое впечатление на детей производит прослушание «живой» музыки. Именно поэтому часто мы проводим музыкальные гостиные совместно с педагогами и воспитанниками детской школы искусств. Такое сотрудничество проходит в рамках разработанной педагогами нашего детского сада программы взаимодействия дошкольной организации с организациями малого города по формированию духовно-нравственных качеств дошкольников. 

Процесс дошкольного образования направлен на обогащение индивидуальных возможностей личностного развития ребенка средствами культуры. Встречи с искусством в музыкальной гостиной играют большую роль в духовно-нравственном и творческом развитии детей дошкольного возраста и открывают новые возможности для практической деятельности и для формирования эстетического отношения к окружающему нас миру. Музыкальная гостиная как одна из форм культурных практик, позволяет освоить дошкольникам культурные умения и войти в социокультурное пространство.

Используемая литература:

    • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013. URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
    • Крылова Н.Б. Культурные практики детства и их роль в становлении культурной идеи ребенка // Самобытность детства. М., 2007. С. 79-102.
    • Справочник музыкального руководителя. 2014. С. 9-10.

 

Материал подготовили:

Д.М. Игнатенко

Т.А. Саенко