Новости

Общение как искусство

2

февраля

2021

Человек постоянно находится в круговороте контактов как с близкими ему людьми, так и совершенно незнакомыми. Его успехи, достижения, душевное благополучие во многом зависит от того, как хорошо он освоил в детстве искусство общения.

 Пока круг общения ребенка ограничен близкими взрослыми, проблем обычно не возникает. Постепенно, с увеличением контактов со сверстниками и другими взрослыми, у ребенка могут возникнуть проблемы в плане общения. Они могут быть разными в зависимости от типа темперамента ребенка, особенностей воспитания и др. Чтобы понять особенности общения вашего ребенка с другими людьми и ваше отношение к ним, проведем небольшое тестирование. Для этого постарайтесь вдумчиво и развернуто ответить на следующие вопросы:

1. Много ли у вашего ребенка знакомых-сверстников, детей старше его, детей младше его?

2. Проявляет ли ребенок инициативу при знакомстве с новым человеком?

3. Вызывают ли у ребенка интерес новые люди? Если да, то в чем это проявляется?

4. Если вам случалось оставить ребенка одного, то как он себя вел?

5. Участвует ли ваш ребенок в коллективных играх и забавах во дворе, или когда к вам приходят гости?

6. Может ли ребенок занять себя сам?

7. Умеет ли ребенок придумывать игры и забавы для своих друзей, братьев или сестер?

8. Если вашему ребенку нравится другой малыш, как он это показывает, в чем проявляется его симпатия?

9. Часто ли ваш ребенок обижается?

10. Что будет делать ваш ребенок, если у него отняли игрушку?

11. Сможет ли ваш ребенок постоять за себя, если возникнет такая необходимость?

12. Что будет делать ваш ребенок, если попадет в новый коллектив, в новую обстановку?

13. Умеет ли ваш ребенок делиться игрушками?

14. Жалеет ли ваш ребенок другого малыша, если его обидели?

15. Любит ли ваш ребенок ходить на детские игровые площадки?

16. Любит ли ваш ребенок быть в центре внимания?

 После того, как вы закончите отвечать на вопросы, у вас получится своеобразный психологический портрет вашего ребенка. Если вы достаточно развернуто отвечали, вырисуются особенности общения ребенка, его коммуникативные предпочтения, а, возможно, и проблемы. Задумайтесь над ними, понаблюдайте за поведением своего ребенка в ситуации общения с другими детьми, со взрослыми.

 Парадоксально, но факт: неприятности всегда возникают «вдруг», как бы из ничего. Был ребенок милым, улыбчивым, обаятельным, коммуникабельным. Как вдруг резко изменился: стал замкнутым, неразговорчивым, часто расстраивается. Родители в недоумении: что случилось с ребенком? «Вдруг» и «просто так» ничего в жизни не случается, все взаимосвязано. И возникшие у ребенка проблемы в общении не исключение. Рассмотрим ситуацию в динамике.

 До 2.5 — 3 лет круг общения ребенка составляют близкие взрослые. Его любят, о нем заботятся, знают о его особенностях. Ребенок живет в ситуации полного доверия, любви и согласия. Ему всегда готовы помочь, поддержать.

 Но вот ребенок вступает в новые контакты, вокруг все непривычно : новые лица, новые характеры. И далеко не всегда эти люди готовы выполнить просьбу ребенка, согласиться с его желаниями, дать ему то, что он хочет... И начинается непонимание, недовольство, нежелание общаться. Одной из причин такого поворота может быть искусственное ограничение контактов ребенка родителями. Родителям гораздо спокойнее оставить ребенка дома, чем отпустить его во двор. Конечно, могут сложиться и объективные обстоятельства, которые не позволят ребенку удовлетворить естественную потребность в общении. Но, тем не менее, в процессе воспитания нужно исходить из интересов самого ребенка. Ведь он просто нуждается в разнообразных впечатлениях, в разнообразном опыте, причем как позитивном, так и негативном.

 Итак, очень условно можно сказать, что трудности в общении у ребенка вызываются двумя причинами.

 Первая связана с чрезмерным стремлением к лидерству. Другими словами, ребенок — эгоист. Данное качество не развивается само по себе. Обычно оно систематически и, естественно, с благими целями культивируется родителями.

 Такой стиль воспитания психологи называют «кумир семьи». Ребенку оказывают постоянное внимание, потворствуют его прихотям и желаниям, идут у него на поводу. Ребенок очень быстро привыкает к такому взаимодействию и начинает считать его единственно верным. Естественно, что, приходя в коллектив сверстников, он начинает вести себя также, как и в семье. Это, в свою очередь, вызывает у сверстников, с одной стороны, недоумение, а с другой, провоцирует их агрессивное поведение по отношению к «маленькому Наполеону». В итоге ребенка перестают принимать в игры, он становится обидчивым и озлобленным. А взрослые, в свою очередь, искренне недоумевают по поводу негативных изменений в поведении и характере ребенка.

 Вторую причину можно связать с излишней застенчивостью ребенка. Если в первом случае родители ведут себя чересчур мягко, то родителей застенчивых детей скорее можно охарактеризовать как властных, авторитарных. Эти родители не допускают послаблений, предъявляя ребенку повышенные требования. Ребенок не может справиться с таким нажимом и мир начинает казаться ему враждебным, как и люди, живущие в нем. А тогда приходит и выход: лучший способ — это избегать контактов, а поддержку можно найти в самом себе. Ребенка начинает пугать все новое и непривычное. В итоге он может начать «тихую войну», делая все назло взрослым.

 Итак, понимая свои ошибки и спровоцированные ими трудности в общении у детей, вы можете найти подход к решению проблемы.

                                                             Подготовила воспитатель КРАЕВА  Н.В

 Используемая литература: Е.К.Лютова, Г.Б.Монина «Шпаргалка для взрослых», Е.К.Лютова, Г.Б.Монина «Тренинг общения с ребенком», Е.О.Смирнова, В.М.Холмогорова «Межличностные отношения дошкольников», Г.А.Широкова «Справочник дошкольного психолога».